Энергия для ответственных

   
   

Обсуждаем новые правила розничного рынка электроэнергии

Энергетика уже который год является одной из наиболее динамично меняющихся отраслей российской экономики. Но в отличие, скажем, от изменений в атомной энергети.ке, нововведения по предоставлению и потреблению электрической энергии касаются каждого из нас.

С просьбой прокомментировать основные новации в этой сфере мы обратились к Елене ДМИТРОЧЕНКОВОЙ-ВАШУРИНОЙ, заместителю генерального директора ООО "Тверьоблэлектро" по правовым вопросам.

В интересах потребителей

- Елена Александровна, в июне этого года вступили в силу новые правила розничного рынка электроэнергии. С чем была связана необходимость перемен?

- Практика показала, что прежние правила недостаточно чётко регулируют ряд принципиальных вопросов во взаимоотношениях потребителей и поставщиков электроэнергии. А продолжающееся реформирование отрасли делало такие пробелы всё более заметными. Также назрела острая необходимость усилить ответственность сторон и повысить платёжную дисциплину. Основные положения функционирования рознич.ных рынков электрической энергии как раз и решают эти задачи, поскольку содержат ряд серьёзных изменений и в сфере ценообразования, и в системе договорных отношений.

- Новые правила каким-то образом улучшат обслуживание потребителей?

- Безусловно. До 1 мая 2013 года поставщики электроэнергии должны разработать и внедрить стандарты качества обслуживания потребителей. В частности, разработать и опубликовать формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в сети Интернет и предоставить их в антимонопольный орган; создать центры очного и заочного (по телефону или через Интернет) обслуживания потребителей; предусмотреть возможность удалённого выставления счетов и передачи сведений о показаниях приборов учёта; обеспечить возможности внесения платы по договору раз.личными способами. Всё это позволит не только наладить платёжную дисциплину, но и облегчить сам процесс взаимодействия между субъектами рынка электроэнергии.

В некоторых областях России многие из указанных требований уже внедрены, теперь они должны быть реализованы во всех регионах нашей страны. Думаю, скоро жителям Тверской области будет намного легче и проще осуществлять платежи за электроэнергию, сверять показания счётчиков и решать многие спорные вопросы.

В свете новых правил потребитель получает больше свободы и в выборе поставщика электроэнергии. Конеч.но, и раньше можно было по.купать электроэнергию как у гарантирующего поставщика, действующего на конкретной территории, так и у электросбытовых компаний. Однако процедура перехода была прописана недостаточно чётко, что порождало многочис.ленные разногласия между участниками рынка. В случае перехода покупателя к электросбытовой организации на него возлагалась обязанность по возмещению возникающих в связи с этим убытков гарантирующего поставщика за определённый период. Теперь такое положение отсутствует. То есть новые правила в большей степени, чем старые, направлены на защиту интересов добросовестных потребителей и поставщиков и развитие конкуренции.

Скупой платит дважды

- А как быть с недобросовестными потребителями, которые пытаются самостоятельно подключиться к сетям, в обход приборов учёта, и не торопятся заключать договор с энергетиками?

- Ответственность за бездоговорное и безучётное потребление электроэнергии существенно ужесточается. В частности, увеличены штрафные санкции, которые в ряде случаев могут втрое превышать стоимость несанкционированно потреблённой электроэнергии. Это позволит энергетикам более эффективно бороться с её хищением. Для нашей организации, которая обслуживает более 30 муниципальных образований Тверской области, проблема бездоговорного и безучётного потребления также стоит очень остро. Только за прошлый год объём нелегального потребления электроэнергии превысил 9 млн кВтч, что примерно соответствует объёмам месячного электроснабжения таких районных центров, как Осташков и Нелидово. На.верное, справедливо параллельно с ростом требований к качеству обслуживания добросовестных потребителей устанавливать и более строгие меры воздействия к недобросовестным.

- Но здесь очень многое зависит от объективности учёта потребляемой электроэнергии. В этой сфере есть какие-то новации?

- Отдельная глава "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" посвящена долгожданным правилам коммерческого учёта. Эти правила детально регламентируют процедуру установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учёта, а также устанавливают порядок предоставления показаний, проверки расчётных приборов учёта, применение расчётных способов определения объёма потребления электроэнергии. Почему это важно? Нередко бывали ситуации, когда потребитель самостоятельно менял электросчётчики, а мы как сетевая организация не имели сведений о показаниях снятого прибора учёта, что создавало возможность для хищения электроэнергии. Сегодня чётко прописано: электросчётчик получает статус расчётного прибора только после выполнения процедуры его допуска в эксплуатацию на основании соответствующей заявки, направляемой гарантирующему поставщику или сетевой организации.

В ряде случаев недисциплинированность потребителей может обернуться для них заметным убытком. Законодатель установил применение расчётных способов определения объёмов потреблённой электроэнергии в следующих случаях: двукратного недопуска сетевой организации к счётчикам для проведения контрольного снятия показаний или проверки прибора учёта; непредоставления потребителем показаний прибора учёта в установленные сроки; при неисправности, утрате или истечении срока межповерочного интервала прибора учёта либо демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой; в случаях бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии. Применяемые в этих случаях расчётные способы определяют количество электроэнергии таким образом, чтобы стимулировать потребителей к добросовестному ис.полнению договорных обязательств, к осуществлению расчётов за электроэнергию на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта.

Обращаю особое внимание: если электросчётчик вышел из строя, то правила дают потребителю не более двух месяцев на восстановление учёта электроэнергии.

В старых правилах расчётные способы определения объёма безучетного, бездоговорного потребления электроэнергии отсутствовали. В чем разница для потребителя? Прежде всего, в размере оплаты. Если бы потребитель заключил договор и добросовестно оплачивал электроэнергию по данным прибора учёта, то он бы заплатил в разы меньше, чем ему придется заплатить сейчас за бездоговорное потребление. Для небольших организаций и фирм это может быть чревато прекращением бизнеса, потому что расходы по оплате бездоговорного потребления электроэнергии окажутся неподъёмными.

Соблюдая, сберегаем

- Каким образом новые правила коррелируются с Законом об энергосбережении?

- Приведу один пример. Как известно, в соответствии с этим законом до 1 июля 2012 года во всех многоквартирных домах должны быть установлены общедомовые приборы учёта. Если собственники жилья или управляющая компания не выполнили это требование, то новые правила возлагают обязанности по установке таких приборов учёта на электросетевую организацию. В этом случае расходы по установке приборов учёта будут взысканы с потребителей в принудительном - судебном порядке и уже с учётом судеб.ных издержек. Поэтому если потребители получают от электросетевой организации уведомления с предложением обеспечить возможность установки счётчика, то это целесообразно сделать, чтобы в дальнейшем избежать судебных разбирательств и ненужных расходов. И, напротив, если потребитель без проблем обеспечивает энергетикам необходимый доступ в помещение для установки прибора учёта и заключает соответствующий договор, то в этом случае у него есть право на рассрочку платежа за установку электросчётчика.

В новых правилах есть и другие механизмы, стимулирующие энергосбережение, в частности, крупных потребителей. Например, с этого года расчёты за мощность будут осуществляться в час пикового потребления региона. Это позволит получить существенную экономию тем предприятиям, которые переносят потребление электроэнергии с утреннего и вечернего периода на дневные и ночные часы. По расчётам Минэкономразвития, это позволит экономить на электроэнергии до 20%.

Смотрите также: