Болея историей

   
   

Имя старицкого краеведа увековечено на стенах Троицкого собора

Судяпо отзывам туристов, в Старице есть две главные достопримечательности - Свято-Успенский монастырь и простой пре.подаватель педколледжа Александр ШИТКОВ, который возглавляет туристско-паломническую службу при этом же монастыре. Этот человек настолько "болен" историей родного края, что не оставил своё любимое дело, даже когда на пятом десятке лет ему пришлось заново учиться ходить.

Сегодня он снова ходит, работает с архивными документами, пишет книги и проводит по несколько экскурсий в день. И каждый раз, подводя туристов к стене Троицкого собора, где увековечены имена благотворителей и благоустроителей святыни, скромно умалчивает о том, что среди сотни фамилий видных политических деятелей страны наряду с такими "тяжеловесами", как Христенко и Потанин, стоит и его имя. По архивным данным, собранным этим человеком здесь восстановлен каждый кирпичик. В своей книге "Где пустуют храмы, пустеют и души" Шитков впервые собрал монастырскую опись 1919 года. Она-то и стала отправной точкой в возрождении святыни.

Проводник для ВИПов

- Ну, пойдёмте, покажу вам свои владения, - встречает меня Шитков у ворот святыни.

Своими владениями он называет монастырь, поскольку про.падает здесь от зари и дотемна. В день проводит по три-четыре экскурсии. Причём туристы стекаются сюда из разных угол.ков страны и даже из-за рубежа. Бывали здесь гости из Финляндии, Италии и Японии. Не раз Шиткову приходилось проводить экскурсии и для известных российских персон.

- Больше всех запомнился Чубайс. Весьма любопытная получилась экскурсия, никогда раньше мне не приходилось работать в окружении четырёх человек охраны. Но Анатолий Борисович оказался очень интересным собеседником, до пара из ушей мы с ним спорили. Забавная ситуация была, когда приехал к нам народный артист России Александр Пороховщиков. Встречает его у монастырских ворот игумен Димитрий и! представляет меня, зачем-то I перечисляя все мои регалии: I почётный гражданин Старицы, член Союза писателей и так далее. А тот подходит ко мне, по-свойски кладёт руку на плечо и спрашивает: "А постоять-то с вами рядом можно?"

Это сегодня Шитков шутит, а ведь ещё десять лет назад этот здоровый мужик прятал слёзы от посторонних. В один момент он просто перестал ходить. Щ Сказались активные занятия спортом в молодые У годы: износ тазобедренно.го сустава. Свернувшись калачиком от боли, он составлял очередную энциклопедию и на костылях ковылял в архив. "Брось я своё любимое дело, умер бы, - считает Шитков. -Или делать то, что должен, и верить в свою счастливую звезду, удача не обойдёт стороной. Проверено".

Парадокс: время адских болей, нескончаемых таблеток и отчаяния стало для Шиткова самым плодотворным. В редкие моменты, когда боль отпускала, он садился за работу. За это время написал энциклопедию "Тверская деревня. Старицкий район". Под одной обложкой краевед собрал описания 792 деревень, из которых сегодня остались лишь 415. И, когда он наконец получил квоту на операцию, думал только об одном: успеть сдать книгу в печать, дабы потомкам было что оставить. Шитков успел, и его энциклопедия победила во Всероссийском конкурсе краеведческой литературы "Наше культурное наследие". Да и на ноги он тоже встал.

- Сегодня у меня в ногах НАТО, - шутит Александр Владимирович. - В одной - американский сустав, в другой - немецкий. А когда впервые за десять лет я на своих ногах перешёл через мост, то расплакался, как мальчишка, спрятался в кусты, чтобы никто этого позора не видел.

Наука для всех

Кажется, о Старице он знает всё: историю каждого камня и закоулка. Идею всерьёз изучать историю родного края тогда ещё студенту истфака подки.нул научный руководитель, который убедил своего подопечного в том, что понять ис.тинную картину всероссийской истории может лишь тот, кто изучил свой род, село, город, в котором родился, родную улицу. Так Шитков впервые попал в архив, стряхнул пыль с древних летописей и уже не смог остановиться. Сегодня на счету краеведа - 25 книг.

- Краеведение затягивает с головой. Однажды, попав в архив, остановиться невозможно. Хочешь жить спокойно, даже не начинай, - шутливо предупре.ждает меня Александр Владимирович. - А если серьёзно, краеведение - это наука для всех. Этим может заниматься и интеллигент, и рабочий, который 20 лет простоял у станка. Какая разница кто ты, знать историю своих родных - дело чести.

Однако одной архивной ра.ботой изучение родного края не заканчивается. За четверть века краевед освоил и другие методы.

- Покупаю хлеб, пряники, конфеты, иногда и бутылочку и иду к бабушкам. Одна мне рассказала, как свадьбу свою гуляла: баян не умолкал, а щей целый котёл съели. Вы можете себе представить, чтоб сегодня на свадьбе щи ели? А в 30-х го.дах в наших деревнях это было в порядке вещей. У стариков я нахожу старые фото района 40 - 60-х годов. Одна бабуля вы.несла мне целый мешок старых фотографий. Смотрю: на одной - деревня Перхурово, которая уже и не существует, и красно.армейцы стоят на фоне мест.ной церквушки. Роюсь дальше и нахожу ещё одну - эти же два красноармейца, но уже на фоне взорванной церкви. Вот вам и фотофакт! Еле выпросил у бабушки эти фотографии, чтобы отсканировать. А когда через четыре дня вернулся, чтобы отдать их, её уже похоронили.

Я слушаю Шиткова и удивляюсь: когда он на всё находит время? Оказывается, не так давно он отказался от преподавательства в колледже. Оставил за собой только один предмет - краеведение. А ведь раньше он обучал ребят всему: истории, обществознанию, экономике, философии, краеведению, охране труда, социологии и политэкономии. Этакий мини-учёный.

Лучшая плата

- К сожалению, смысла в пре.подавании я больше не вижу. И дело вовсе не в детях, а в самой системе образования. Если раньше нам важно было дать ребёнку знания по всем предметам, то сегодня всё упирается в этот несчастный ЕГЭ. И предметы разделились на нужные и те, что побоку. А это неправильно. И уже сейчас мы пожинаем горькие плоды: студенты сдают госэкзамены почти на 300 баллов, а средний балл их аттестата 3,5. Вы понимаете, что это значит? Мы выпускаем троечников, которые хорошо знают лишь три предмета. Наше образование, которое когда-то было лучшим в мире, гибнет. И причастным к этому я быть не хочу. Поэтому сегодня я полностью посвятил себя работе в архивах и экскурсиям. Вот что действительно приносит удовольствие и высоко оплачивается!

- Неужели действительно хорошо платят за экскурсии?

- Пойдём, покажу. Улыбаясь, Александр Владимирович, ведёт меня в экскурсионный автобус, где прощается с туристами, желая им доброго пути. И тут автобус взрывается аплодисментами.

Смотрите также: