"Люди чувствуют: из песен уходит душа"

   
   

Вадим Тирон о музыкальном образовании, хамстве и плохих дорогах

"Многие недооценивают роль музыки. Но хорошая мелодия воспитывает вкус к жизни, любовь к прекрасному и внутреннюю культуру человека. Именно этого нам так не хватает сегодня", - считает Вадим Тирон, народный артист России, солист Тверской областной академической филармонии.

Недавно Вадим Васильевич отметил своё 65-летие. Знаменитый на всю страну и за рубежом баритон уже много лет прославляет Тверскую землю, исполняя арии из опер и оперетт, романсы, русские народные песни. Об уровне музыкального образования в Верхневолжье, человеческих отношениях, песнях со смыслом и архитектурном облике Твери наш корреспондент побеседовал с известным оперным певцом.

"Поют деньги"

- Вадим Васильевич, более 30 лет вы радуете своим творчеством жителей не только нашей области, но и самых отдалённых городов страны и зарубежья. Почему именно классическая музыка стала делом всей вашей жизни?

- Это даже не дело, а любовь всей жизни! Мне повезло, что любимое занятие стало профессией, такое счастье не каждому выпадает. Музыку я люблю с самого детства, жили мы вместе с моими тётями, и уже с младых ногтей впитал страсть к классике. Мы частенько пели трио или дуэтом. И вот когда я уже попал в армию, в ансамбль, то окончательно понял, что пение - это моё. Через год после дембеля без всякой подготовки поступил в Уфимский институт искусств, с четвёртого курса начал петь в опере и пою до сих пор. Иногда мне кажется, что не я выбрал музыку, а она меня.

- У оперных певцов есть свой, определённый круг поклонников, но повсеместно на радио и по телевизору мы слышим так называемую "попсу". Почему именно поп-исполнители так востребованы и не было ли соблазна пополнить их ряды?

- Огромную часть того, что сегодня приходится слышать по телевизору, я бы и музыкой-то не назвал. Скорее - мишурой. Эфиры заполонили бессмысленные песенки с двумя - тремя рифмами. А популярны они потому, что цепляют своей простотой, не заставляют думать, переживать, "напрягать" мозги. Молодёжь ведь нынче другая: многие не хотят заморачиваться, им подавай рафинированный продукт. В результате из песен уходит душа, и я уверен, что люди это чувствуют. Но не хочу грести всех под одну гребёнку. У нас были и остаются исполнители хорошей, качественной популярной музыки. Это и Иосиф Кобзон, и Лев Лещенко, и Алла Пугачёва. Встречаются молодые певцы, у которых и музыка на уровне, и тексты хорошие.

Я и сам был в 80-е годы награждён за исполнение советских и других популярных песен. Но тогда это была действительно песня, а не безвкусица. Так что спеть что-то "попсовое" у меня желания нет, я очень предан классике. Да и стыдно мне было бы стоять на сцене и распевать три слова под два аккорда, как это делают десятки "мальчиковых" или "девчачьих" групп. Мне недавно одна знакомая сказала фразу: "Это не они поют, это деньги поют". И я согласен с ней, потому что сегодня на сцену редко попадают настоящие таланты, а всё больше те, у кого есть продюсеры, делающие на музыке бизнес. Скандалы, пиар, хамство, игра на публику - теперь именно это стало залогом популярности.

- Раз уж мы заговорили о хамстве, то нельзя не отметить, что грубость и хамоватое поведение стало почти что нормой как в обыденной жизни, так и на сцене. Нагрубить в магазине, в транспорте, в больнице - для многих это раз плюнуть. Что же произошло? Куда делась наша культура?

- Тут много факторов, но главным я бы назвал развал Советского Союза, вернее, то, что мы не сумели сохранить то хорошее, что в нём было. Кто-то может со мной не согласиться, но мне кажется, что именно девяностые годы стали переломным временем, когда люди начали меняться. В стране разруха, каждый сам за себя, бандиты, разделение народов и, конечно, прощание с патриотизмом, идейностью, комсомолом и пионерией. Мы не сделали главного - не взяли из СССР самое лучшее, ту систему воспитания наших детей. Ведь чему в первую очередь учили ребят? Что нельзя грубить старшим, надо уступать места в автобусе, нельзя драться. Конечно, были свои хулиганы, но их всегда порицали, выставляли перед классом, дебоширов и тунеядцев обсуждали на собраниях. Было стыдно быть плохим, главной ценностью считались человеческие отношения. Мы растеряли эти понятия, и теперь, чтобы их вернуть, нужно немало времени, нужна смена поколения. Но уверен, что перспективы у нас хорошие. Я смотрю, кто приходит на классические концерты, и замечаю всё больше молодых ребят и родителей с детьми. Если бы ещё и школы уделили большее внимание именно нравственному воспитанию, то культура вернулась бы намного быстрее.

Таланту нужна удача

- Почти каждый второй, или, может быть, каждый третий советский ребёнок учился в музыкальной школе, а сейчас ребята стали ходить туда намного реже. Почему? И есть ли в Твери сильные школы, где детей действительно могут чему-то научить?

- С грустью, но соглашусь: музыкальные школы всё больше и больше пустеют. Родители перестают отдавать своих детишек на фортепиано, скрипку, вокал. Одна из причин - максимализм, который очень плотно в нас засел. Ведь как думают многие современные мамы: если мой ребёнок не станет популярным певцом, скрипачом, то зачем вообще ему заниматься? Людям хочется всё и по максимуму. Но родительскими умами должна двигать не жажда славы, а мысль о том, какую огромную пользу может получить их сын или дочь, занимаясь музыкой. Пение, танцы, игра на инструментах - всё это невероятно развивает кругозор, прививает чувство прекрасного, помогает тоньше чувствовать окружающий мир. Тем более что в Твери есть очень сильные школы искусств. Например, у нас отлично готовят фольклорников, великолепные скрипичная и фортепианная школы, правда, вокал немного хромает. Но в целом наш регион - среди передовых в подготовке талантливых ребят.

- Насколько сложно сегодня таланту из глубинки пробиться на большую сцену?

- Увы, но действительно очень сложно. Всё будет зависеть от таланта, упорства ребёнка и от того, на что готовы пойти его родители. Если действительно есть талант, то нужно принимать участие как можно в большем количестве конкурсов, выезжать в другие города, чтобы ребёнка заметили. Да, сейчас многое решают деньги, но ещё есть везение и удача! Так что от мечты никогда не нужно отказываться!

На родине - лучше

- Вы много гастролировали в разных странах и городах. А никогда не хотелось переехать из Твери куда-нибудь в благополучную Европу?

- Знаете, никогда такой мысли не было, хотя предложения поступали. Бывает, приедешь за границу, сначала всё так здорово, всё нравится, эйфория, но проходит месяц, и понимаешь, как бы хорошо тут ни было, а дома лучше! Слишком всё правильно в Европе, не хватает русской бесшабашности! Но, конечно, в Твери есть такие недостатки, которые очень удручают. И самый главный - это дороги. Они просто безобразные! Я не могу понять, почему власти никак не могут привести их в должный вид. Неужели это настолько сложно?!

- Вадим Васильевич, вы - человек культуры, тонко чувствуете прекрасное. Как вы считаете, Тверь меняет свой облик в лучшую или худшую сторону?

- Наш город всегда был красивым, и единственное, чего бы мне хотелось - это не потерять исторический центр, лицо столицы Верхневолжья. Не спорю, современные здания нужны, но пусть они появляются где-то в сторонке, а сердце Твери нельзя перестраивать. Пусть подлинную красоту своей родины увидят наши внуки и правнуки, они ещё скажут нам с вами за это спасибо.

Смотрите также: