Частное несчастье

   
   

Владимир Федулин - о частниках в ЖКХ и зарубежном опыте

Совсем скоро коммунальные службы приступят к ремонтным работам на сетях и теплотрассах, в подъездах и подвалах, на крышах и во дворах. А мы, жители, с содроганием думаем: "Где они нахалтурят на этот раз? И что будет летом с горячей водой?"

Коммунальная отрасль давно уже находится в кризисе. О том, возможно ли из него выйти, мы беседуем с Владимиром ФЕДУЛИНЫМ, экспертом комитета по устойчивой энергетике Европейской комиссии ООН.

Европейский опыт

- Владимир Александрович, вы досконально изучили положение дел в жилищно-коммунальной отрасли Тверской области. В своё время работали начальником Департамента ЖКХ. Каково на самом деле её состояние?

- К великому сожалению, оно печально. Самые больные точки - Тверь и другие крупные города, кроме относительно новых - Конакова и Удомли. В Нелидово люди до сих пор вынуждены отапливаться дорогостоящим мазутом, в Сандове и вовсе печное отопление. Там такие высокие тарифы, что тверичанам и не снилось. В Пено есть проблемы с очистными сооружениями. Оглашать этот список можно очень долго, а всё потому, что государство давно уже не финансировало отрасль должным образом. С 2000 по 2003 год, когда я работал в администрации области, в регионе действовала программа по модернизации коммунальной сферы. За три года удалось что-то изменить в лучшую сторону, но это выглядело как капля воды в бездонной бочке. А потом программу и вовсе отменили: понадеялись, что придут частные инвесторы и решат все проблемы.

- Частные управляющие компании действительно появились. Как вы считаете, это хорошо или плохо?

- Десять лет назад в коммуналку действительно хлынули частники. Они думали, здесь Клондайк, золотая жила... и ошиблись. Системы жизнеобеспечения, такие, как тепло и водоснабжение, априори не могут работать на прибыль. Давайте обратимся к опыту зарубежных стран. Мы увидим, что в Дании, Германии, Швеции, США все компании жилищно-коммунальной отрасли либо государственные, либо с долей муниципальной собственности. Например, в немецком Оснабрюке весь город обслуживает одна многофункциональная коммунальная организация, в датском Копенгагене - две. В США работают энергетические компании, вырабатывающие нефть и газ, имеющие котельные и ТЭЦ. Её акционерами являются штаты, на территории которых они функционируют. Рентабельность в них никогда не закладывается выше 3%. Таких доходов им хватает и на зарплату, и на налоги, и на проведение последовательной модернизации. Есть всего несколько примеров, когда частные компании в Европе получили в руки систему водоснабжения. Большинство из них неудачные. Так, в нескольких городах Англии и Нидерландов с треском провалилась программа по приватизации сетей. Через 15 лет после сделки власти национализировали систему водоснабжения обратно. Мировой опыт говорит, что частный капитал не заинтересован в развитии коммунальной отрасли.

- Как, по-вашему, навести здесь порядок? И вообще возможно ли это?

- Всё возможно - была бы воля руководителей области и города. Прекрасным примером является Копенгаген, который в 1974 году переживал точно такой же коммунальный коллапс, как мы сейчас. Власти предложили населению следующую схему: взяли огромный кредит под 1% годовых, сломали всю существующую в городе коммунальную систему и отстроили новую. Единственным условием было то, что в течение 25 лет каждая семья доплачивала к квартплате определённую сумму, прописанную в квитанции, в счёт уплаты долга. Это обсуждалось на публичных слушаниях, где народ проголосовал "за". Меньше чем через год жители этого города забыли, что такое отсутствие горячей воды и отопления. Конечно же, нельзя сравнивать доходы жителей Твери и Копенгагена, но здравое зерно в этом предложении есть. Вообще я советую нашим коммунальщикам как можно чаще обращаться к опыту западных коллег. Там тоже случаются непредвиденные аварии на сетях, но есть масса вариантов, как при этом не навредить жителям. Например, в Германии существуют мобильные котельные контейнерного типа, работающие на жидком топливе и на газе. При необходимости их привозят, подключают к системе и отапливают жилой дом на время ремонтных работ.

- Прошлым летом в областном центре была создана организация "Тверьтепло". По большому счёту, она подходит под ваше описание - в ней есть доля муниципальной собственности, и, согласно инвестиционной программе компании, к 2015 году в Твери должны заменить 9 км магистральных трубопроводов и 15 км разводящих сетей. Как вы думаете, этому можно верить?

- Время покажет. Система крайне запущена и ею нужно заниматься - это факт. Главное, чтобы за реализацией инвестиционной программы был строгий контроль. Средства на модернизацию закладываются в тарифы, поэтому население имеет право знать, на что были потрачены их деньги. Из опыта знаю, что собирать платежи любят все, а вот выполнять обещанное нет.

- Ещё один фактор коммунального коллапса в областном центре - огромные долги перед газовиками и энергетиками. По какой причине они появляются? Воровство?

- Собираемость коммунальных платежей с жителей составляет 90 - 95%. Думаю, что деньги исчезают где-то в цепочке "управляющие компании - теплоснабжающие организации - ресурсоснабжающие организации".

Варварские методы

- Насколько, по-вашему, справедливо, когда из-за долгов, например, перекрывается газ?

- Это варварские методы, в западных странах такого беспредела нет. Власти ищут варианты, заранее платят за должников, договариваются с поставщиками ресурсов. А у нас чиновники начинают шевелиться, когда ограничения на поставку топлива уже введены. Как должен относиться гражданин к государству, которое не может защитить его от монополистов? По-моему, ответ очевиден.

- Можно ли сделать финансовый оборот в коммунальной сфере прозрачным?

- Да, если уйти от всего частного, в том числе и негосударственных управляющих компаний. Складывается такое ощущение, что они сегодня не подвластны ни законам, ни властям. Отсутствие надзора за ними приводит к тому, что частники распоясываются, и жителям приходится постоянно на них жаловаться, например, в областную Жилищную инспекцию.

- А насколько полезно создание товариществ собственников жилья?

- Это спорный вопрос. С одной стороны, ТСЖ - верный и, главное, эффективный инструмент в управлении многоквартирным домом. С другой стороны - жители обветшалых домов не торопятся создавать товарищества, и они правы: разве им хочется брать на себя ответственность, вкладывать деньги в ремонт? Заметьте, 90% ТСЖ, образованных в Твери, появились в новых домах.

Ставка -на биотопливо

- Вы были экспертом Еврокомиссии ООН по устойчивой энергетике. Скажите, можем ли мы в Тверской области экономить на топливе?

- Я очень долго занимался проблемами энергосбережения. Например, не так давно совместно с партнёрами мы работали над созданием квантовых структурных преобразователей, которые дают возможность экономить от 25 до 50% топлива. Оборудование для них представляет собой небольшие трубки, которые легко установить на любой котельной. Аналогов этому прибору в мире нет. Смонтировав такую трубочку на ТЭЦ-3 или, к примеру, в муниципальной котельной м-на "Южный", экономия за один сезон составила бы десятки миллионов кубов газа и сотни миллионов рублей. На эти суммы можно не то что провести модернизацию всех городских сетей, но даже снизить тарифы для населения! Однако в России спрос на нашу технологию небольшой, в Твери он вообще стремится к нулю. Зато она очень популярна в Литве, Словакии, Голландии. Огромные горизонты для экономии Верхневолжью открывают залежи торфа, древесные отходы, энергетические растения, такие, как амарант и молодой тополь. Всё это можно брикетировать и сжигать как в печи, так и в котле. Так, мы предложили использовать в качестве топлива галегу вос.точную - многолетнее растение, дающее большую зелённую массу, теплота сгорания которой равна 3600 Ккал на килограмм. Для того чтобы отопить, скажем, все коммунальные котельные Селижарово, нужно посеять близ посёлка всего 500 га галеги восточной. Кстати, она вырабатывает в 3-4 раза больше кислорода, чем аналогичная площадь соснового бора.

- Владимир Александрович, есть ли у нас надежда на хорошее будущее коммунальной отрасли?

- Я с оптимизмом смотрю вперёд и буду надеяться на перемены к лучшему до тех пор, пока в нашей отрасли работают в том числе и инициативные, идейные люди. Сегодня их кипучая деятельность - практически единственный фактор, который сдерживает сферу ЖКХ от полного разрушения. Нам нужно объединяться, трудиться, просчитывать, рационализировать. С таким подходом всё получится, будьте уверены!

Смотрите также: