"Вседозволенность рождает преступления"

   
   
Виталий Скрябин - о реформе, педафилах и взятках

"Главное - не красить зелёной краской траву, пуская пыль в глаза, а реально работать. Тогда неважно - милиция или полиция, будет ясно главное - она нас бережёт!", - уверен Виталий Скрябин, полвека отдавший работе в милиции.

Начав свой путь с лейтенанта, Виталий Фёдорович вышел на пенсию в звании полковника. Всю жизнь Скрябин боролся с преступностью. Попав на фронт 16-летним мальчишкой, сполна пороха понюхал. На войне был наводчиком зенитного оружия. 200 вражеских самолётов над головой, рёв моторов и звуки разрывающихся снарядов - всё это мужчина помнит как вчера. Пройдя через тяжелейшие испытания, познав весь ужас войны, победу Виталий Фёдорович встретил в Берлине. А после, получив диплом, аж до 80 лет проработал в рядах МВД. Поймал сотни преступников, воспитал несколько поколений милиционеров. О том, как это было тогда - Родину защищать, и как сейчас он рассказал нашему корреспонденту.

"Закон держался на морали"

-Виталий Фёдорович, во времена, когда вы начинали свою работу, родители не боялись отпускать детей гулять во двор, было не страшно возвращаться ночью с работы или из кино. Получается, тогда хулиганов было меньше? Или лучше боролись с преступностью?

- Можно много спорить о плюсах или минусах советской системы, но то, что было спокойное и безопаснее, - это факт. Я бы сказал, что тогда люди были другими, общество было более нравственным, грани между хорошим и плохим оставались чёткими. Преступники карались по всей строгости закона. Сейчас полицейские не стали работать хуже, просто времена изменились - исчез тот дух патриотизма, тот энтузиазм, с которым наши сотрудники боролись за порядок. Мир стал жёстче, появилось множество соблазнов, вокруг вседозволенность и безнаказанность, которая порождает всё новые и новые преступления. Но самое главное - упал авторитет правоохранительных органов. В СССР с малых лет детей учили уважать милицию, чего только стоит книжка про дядю Стёпу. Мальчишки мечтали вырасти и работать милиционерами. Профессия была в большом почёте, хорошо оплачивалась, и мы, в свою очередь, очень дорожили своей репутацией.

В органы не попадали случайные люди, туда выбирались лучшие. При отборе важно было всё: и физическая подготовка, и моральные качества. Проводилась большая работа для того, чтобы молодой сотрудник оставался верен своей профессии, при управлении существовал политотдел, занимавшийся нравственным воспитанием милиционеров. Всё это кануло в Лету. Появилась масса "оборотней в погонах", которые подорвали репутацию органов в целом, в том числе и честных полицейских. В советское время такого безобразия не было.

- Как вы относитесь к переименованию милиции в полицию?

- Отрицательно. Считаю, что никогда полиция не сможет стать народной. Ещё с царских времён простой гражданин был полицейскому антиподом. Если менять только название, но не саму систему, то старые проблемы никуда не денутся, они по-прежнему будут висеть дамокловым мечом и ждать своего решения. На то, чтобы перекрасить автомобили бывшим милиционерам, потрачена масса денег, так же, как и на смену табличек и многое другое. Лучше бы эти средства направили на нужды сотрудников, было бы больше пользы. Моё убеждение - если структура полиции останется прежней, то затея с переименованием станет совершенно бессмысленной. Давайте чуть-чуть подождём, скоро мы увидим итог всей этой "переимёнщины".

"Каждый сам за себя"

- Выйдя на заслуженный отдых, вы продолжаете следить за реформой МВД. Чего, на ваш взгляд, в ней больше плюсов или минусов?

- Новая реформа очень сильно ударила по личному составу. За счёт сокращения сотрудников, оставшимся, конечно, прибавят зарплату. Но в разы прибавится и работы. В результате полицейские чисто физически не смогут работать в полную силу. Представьте себе: после нескольких ночей дежурства им придётся идти заполнять важные бумаги, общаться с массой людей. Ошибки и огрехи в этом случае неизбежны.

Смущает и то, что отправлены на пенсию многие опытные, достойные кадры, которые могли бы передать свои навыки молодым. В советское время к каждому начинающему милиционеру приставляли наставника - человека опытного и ответственного. Вспомните знаменитых Глеба Жеглова и Володю Шарапова! Благодаря такому наставничеству из молодёжи вырастали отличные профессионалы. А сейчас получается, что каждый сам за себя. Приходят работать мальчишки и девчонки, а кто им подскажет, как надо? Ведь учёба в институте - это одно, а вот практика - совершенно другое. И не дай бог ошибиться в работе, где решаются человеческие судьбы!

- "АиФ" не первый год борется с проблемой педофилии, которая в последнее время достигла огромных размеров. В том числе и благодаря нашему еженедельнику удалось добиться ужесточения сроков для педофилов. Скажите, а раньше таких "отморозков" не было? Или о них просто меньше говорили?

- Педофилы и развратники были во все времена, но не в таком количестве, как сейчас. В СССР подобные преступления были как гром среди ясного неба, случались крайне редко и очень серьёзно наказывались. С нелюдями не цацкались - им либо давали расстрельные статьи, либо на долгие годы упекали в тюрьму, где участь извращенцев была страшной - сокамерники их попросту убивали. Вообще всякого рода извращение тогда было из ряда вон выходящим. Существовала статья за мужеложство, за которую сажали.

А сегодня телевидение и Интернет кишат пошлятиной. Чему учат детей современные передачи? Морали, добру? Вовсе нет! Если бы советскому человеку сказали, что в России гейпарады будут устраивать, он бы тут же поседел. Мало того, у нас законы такие, что даже педофилам удаётся получить небольшие сроки. Я считаю, что чем страшнее будет наказание за педофилию, тем меньше у нас будет прецедентов. Я за пожизненное заключение для таких людей, раз уж смертная казнь в стране запрещена.

- Сейчас повсеместно говорят о том, что надо искоренять главный бич - коррупцию. Но ведь она была во все времена. Или, на ваш взгляд, раньше брали меньше?

- Конечно, говорить о том, что раньше взяток не было - неправильно. Всё равно находились люди, которые пытались "дать на лапу", и те, кто не прочь был взять. Но это являлось скорее исключением, чем правилом, как сейчас. Взяточничество каралось законом очень строго, выносилось на общественный суд. Нас воспитывали, что это непорядочно, стыдно. И ведь срабатывало - большинству и в голову не пришло бы предложить, к примеру, сотруднику ГАИ деньги. Максимум, что могли делать - это давить на жалость, просить прощения.

Сейчас же, нарушив закон, в первую очередь у человека возникает мысль: кому и сколько всучить, чтобы "отмазали". И началось такое безобразие после перестройки. Я считаю, что вина тут и тех сотрудников, которые нарушают закон и компрометируют остальных, и государства, которое платит мизерные зарплаты работникам УВД. Молодёжь получает в среднем 12 000 руб. в месяц, при этом нагрузка колоссальная. Прожить на такие гроши и прокормить семью просто невозможно.

Я считаю, что сначала надо создать достойные условия работы в полиции, чтобы было понятно, что сотрудник, взявший деньги с гражданина, сделал это не ради куска хлеба, а ради собственной жадности. И вот такого надо наказывать очень строго. Поэтому всем, кто хочет идти в полицию, хочу сказать: подумайте тысячу раз ещё на берегу. Работа в органах - огромная ответственность, сюда должны попадать по зову сердца, по убеждению. Ведь полицейский - это не профессия, это образ жизни.

Смотрите также: