Одной масти

   
   

У Николая Вишнякова "в подчинении" полторы тысячи лошадей

"У лошадей есть необыкновенная особенность: они привязывают к себе человеческие сердца. Однажды полюбив этих животных, вы уже не сможете без них обходиться. Лошадки могут научить большему, чем люди, главное - быть прилежным учеником", - считает Николай Вишняков, житель села Верхняя Троица Кашинского района.

Белые, рыжие, гнедые - каких только коней не встречал на своём пути Николай. Каждый день, в любую погоду - будь то снег, дождь или слякоть, он выходит на работу в поле, где на десятки километров раскинулся табун лошадей. Коля - главный табунщик, а значит, в ответе за каждого жеребца. А их, шутка ли, целых полторы тысячи!

"Настоящий мерин лучше"

Пока его одноклассники до дрожи в коленках мечтали выбраться из глубинки в "люди", Николай не представлял свою жизнь без родных полей и любимой речки. И хотя огни большого города парня не прельщали, о работе табунщика он тоже не мечтал.

- До того как посвятить себя лошадям, я работал массажистом в Доме отдыха. Всё вроде устраивало: работа интересная, деньги хорошие. Даже подумать не мог, как круто изменится жизнь. Хотя сам я сельский, но верхом на лошади ни разу не сидел. Впервые оседлал гнедого, когда из армии вернулся, десять лет назад. Наверное, это была любовь с первого взгляда. С тех пор и дня не проходило без лошадей.

А потом, очень кстати, в селе организовали настоящую конную ферму. Первым в отдел кадров примчался Вишняков. Хотя на тот момент богатые клиенты предлагали профессиональному массажисту высокооплачиваемую работу в столичных клиниках. Но какая может быть Москва, когда появился шанс посвятить себя по-настоящему любимому делу.

- Я считаю, что в жизни есть кое-что важнее, чем деньги. Это - время! Можно потратить его, сколачивая капитал, ожидая, что вот-вот, ещё немного заработаю и уж тогда начну жить в полную силу. Уверен, этот момент не наступит никогда. Я лично счастлив от того, что у меня есть. Пусть не езжу на дорогом "мерине", зато подо мной настоящий мерин! А в целом в моём распоряжении полторы тысячи лошадиных сил, в Феррари - и то меньше!

Удивительно, но именно бесконечная любовь к лошадям помогла Николаю найти и свою вторую половинку. Жену Анастасию он встретил в деревне: коренная москвичка приезжала посмотреть на лошадей. Супруга, как и Вишняков, заболела "лошадиной" болезнью.

- Жена уехала из Москвы и поселилась вместе со мной в глубинке. Она специально выучилась на берейтора, теперь обучает детишек ездить на лошадях, объезжает жеребцов. В седле она с семи лет. Настя была первоклашкой, когда гостила у бабушки и впервые увидела лошадку. Ох уж как она упрашивала местную почтальоншу, разводившую газеты на кобыле, дать ей прокатиться. Ну кто же откажет ребёнку? С тех пор Настя грезит лошадями ещё больше, чем я. Так что мы с супругой - одной масти, - смеётся Николай.

На 40 самок один жеребец

Табунные лошади, за которыми следит Николай, - полудикие, и седла никогда не знали. Это самая выносливая порода - так называемые башкиры: они приспособлены выживать в самых суровых условиях. Зимой, в сорокоградусные морозы лошади могут жить в поле и добывать себе пропитание под толщей полуметрового снега. Поэтому с наступлением холодов табунщик проводит своё время не в тёплой леваде, а в открытом поле, объезжая территорию в поисках отбившихся от стада лошадей.

- Если лошадь убежит далеко, есть вероятность, что на неё нападут. Или звери, но чаще люди. Не раз вступал в рукопашную с охотниками на конину. А ещё частенько приходилось спасать жеребят. Бывает, на улице мороз, а лошадь рожает. Если жеребёнка вовремя не увезти в тёплое помещение, он может погибнуть. Я выезжаю за малышом на снегоходе, и буквально в обнимку, на полном ходу везу его в стойло. А всё это время за мной скачет его мать - буквально дышит в затылок и не отстаёт. Запросто может прокусить плечо или шею.

Защищая своё дитя, не раз лошади копытами скидывали табунщика со снегохода. Но Николай на своих коней не в обиде: так животное пытается защитить себя и своё потомство. А наблюдать за табуном, говорит, во сто крат интереснее, чем любая телепередача.

- Все лошади разные, у каждой свои повадки. Взять, к примеру, табун - он делится на косяки. У каждого косячного жеребца - от 10 до 40 самок. Самцы отбивают друг у друга "девчат", создают каждый свою группу, в которую потом больше никого не впускают и никого из неё не выпускают. И хотя косяки живут отдельно друг от друга, летом они объединяются - так, сообща, им легче отбиваться от слепней. Согласитесь, есть чему нам поучиться?

В подарок - свобода!

Если пару сотен лет назад лошадь была нужна каждому, как воздух, то благодаря техническому прогрессу эти животные отошли на второй план. Но как ни удивительно, в последние годы на лошадей пошла мода.

- Покупают коней всё чаще и чаще. Кто-то для души, кто-то в деревню, для помощи в хозяйстве. Недавно приезжали к нам на конюшню городские: муж с женой, лет по 60 каждому. Купили двух жеребцов, не поверите, для верховой езды. Автомобиль, говорят, надоел уже. Не берусь говорить, чем это вызвано, но народ возвращается к истокам. Меня это очень радует.

Приобрести лошадь можно и за 50 тысяч, и за 100, и за полмиллиона. Но купить любовь и уважение животного невозможно ни за какие деньги, - считает табунщик. У него самого есть две любимицы - Белка и Фигаро. Мерин и кобылица - лучшие помощники для Николая. Они никогда не бросят его в беде, выведут, если заплутал, и пройдут там, где застрянет даже самый крутой джип.

- Я люблю лошадей, поэтому живу в деревне и уезжать не собираюсь. Но тем, кто подумывает себе приобрести коня, скажу: мало любить, надо иметь возможность содержать животное, располагать временем ухаживать за ним. Когда вижу рысака в городе, плетущегося по асфальту, неподкованного, поникшего, послушно везущего на себе хозяина, сердце кровью обливается. Для коня это мучение. Ему непременно необходимо поле, пространство, свобода. И, покупая лошадь, вы должны ей всё это обеспечить. И только тогда лошадь подарит свободу вам!

Смотрите также: