Верхневолжский Левша

   
   

Инструменты художника Антипова - свёрла и плоскогубцы

Его работы имеются в Эрмитаже. Именно ему доверили изготовить инаугурационную цепь губернатора. Знакомьтесь, тверской художник по металлу, ювелир и вообще творческая натура - Александр Антипов.

Сплав творчества и ремесла

В отличие от живописцев, Александр в качестве рабочих инструментов использует не кисти, краски и холсты, а маленькие свёрла (размером со швейную иглу!), тиски и плоскогубцы. Его работы формата самого крошечного, поэтому и инструмент так мал. Когда находишься в мастерской, кажется, что попала в страну Лилипутию, где маленькие и упорные ремесленники из неподатливого металла создают цветы, пчёл, несущих взяток в металлические соты, героев басен и нефтяные буры. Миниатюры выполнены из бронзы, мельхиора, с использованием серебра, золота и представляют собой сплав творчества и... слесарного ремесла, мастерства и фантазии.

Легче написать, кто и что не стали объектом художественного воплощения за несколько десятилетий работы Александра Антипова. Даже солнце нашей поэзии Пушкин, переплавленный в бронзу, решил отдохнуть у парапета. Размер фигурки из металла, заключённой, словно картина, в багет, всего пять - десять сантиметров. Но это точно он, Александр Сергеевич! Портретное сходство не оставляет никаких сомнений. Да и крошечные детали узнаваемы: завитки волос, пуговицы на фраке...

А начиналось всё весьма прозаически. Что касается слесарного искусства, так им Александр Николаевич овладел в обычном... ПТУ!

- Увы, я самый что ни на есть самоучка! Кроме ПТУ так ничего и не закончил, - разводит руками член Союза дизайнеров России Антипов.

Шутить изволите?

К работе с металлом Александр Николаевич шёл извилистым путём: сначала занимался резьбой по дереву. Миниатюры у него выходили забавные, озорные. Жаль только, практически ничего не осталось у самого художника от той поры. Работы разошлись по городам и весям тогда ещё Советского Союза в качестве оригинальных подарков друзьям. Например, ядреная бабёнка, намывающаяся в бане, стоя в шайке, - чью душу она веселит?

Александр Николаевич любит и сейчас поозорничать. Причём, по сравнению с юными годами, его шутки не явны. Чтобы их понять, нужно внимательно приглядеться. Вот миниатюра размером примерно 15 на 15 см. Её герои - знаменитые лебедь, рак и щука. Как и положено, они ползут и летят в разные стороны прочь от голубеющего перламутром овального озерца. Ой, да это ж настоящая раковина пресноводного моллюска, который в избытке водится в наших речках!

А вот ещё миниатюрная картинка из металла в рамке из итальянского багета. Отчетливо читаются две головы животных, ружья, диаметр ствола которых меньше половины карандаша, и надпись "охота". Ну что тут непонятного? Однако, присмотревшись, замечаешь тонкий металлический полуовал, увитый хмелем... Хм, так он же здорово напоминает пузатую толстостенную бутылку! А пробка наверху, словно маленькая корона, никаких сомнений уже не оставляет. Так, выходит, всё эти охотничьи трофеи словно запрятаны в бутылку! Ясно, без выпивки какая ж охота. А что за силуэт образуют рога животных? Виолончель? Ба, да это ж очертания обнаженной женской фигуры. Ну да: вот талия, вот крутой изгиб пышных бёдер. Ещё одна радость - любовь. Вот такая охота получается... за жизненными удовольствиями!

Связанные одной цепью

Для Александра Николаевича даже "официозные" вещи - предмет для творчества. Несколько лет назад к нему обратился Владимир Лавренов. Вполне солидный товарищ, более того, самый наиглавнейший в нашей губернии человек по гербам. Да, тот самый, по инициативе которого в Твери открыли Музей козла, где рогатый представлен и в фарфоровых статуэтках, и в виде гимнастического снаряда. Владимир Ильич с геральдмейстерской скрупулёзностью составил описание инаугурационной цепи главы региона, являющейся одним из символов легитимности власти, и даже эскиз приложил. Мол, вот смотрите, такой она должна быть. Звеньями цепи были миниатюрные гербы всех муниципальных образований. Ну и как такое в металл воплотить? В общем, работы - непочатый край, и это с одним, пусть и важным символом региональной власти. Уже потом художник Антипов подсчитал: элементов в этом не столь большом по размерам изделии 320, 90 из которых - фианиты, имитирующие благородные бриллианты. Представляете, все эти кусочки нужно было элементарно скрепить друг с другом! А какой величины клювики у голубей с торжокского герба, даже представить трудно, а уж увидеть - тем более. Пожалуй, чуть больше подковки той самой блохи, которую подковал тульский Левша.

Александр Николаевич особо гордится тем, что создал в металле региональные награды. Это орден за благотворительность "Анна Кашинская", учрежденный губернатором, и медаль благотворительного фонда "За отличия неслужебные. Аваев". На награде - пчёлы, несущие в улей крошечный взяток. В общем, я в очередной раз сказала: "Ах!"

Чтобы остудить мой пыл, Александр Николаевич тут же показал брак в своей работе и безжалостно раскритиковал его. Да, художник должен стоически относиться к неудачам и быть подобен цветку, что уже несколько лет вопреки всему не вянет в вазе, стоящей на его столе. Потому что это хрупкое создание мастер отлил из бронзы.

Смотрите также: