ОСАГО по-новому

   
   

... популярностью не пользуется, хотя число мелких аварий выросло на 42%

С каждым годом количествоавтомобилей в Тверской области увеличивается, а значит, растёт и число аварий на дорогах. Ситуацию усугубляет отвратительное состояние дорожного покрытия, которое часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Для водителей, попавших в небольшую аварию, с 1 марта действуют новые правила оформления ДТП - упрощенная система или так называемый "европротокол". Смогло ли это реально облегчить жизнь автолюбителей, и когда, наконец, дороги у нас приведут в порядок?

Деньги - в яму

Дороги - это кровеносная система региона. В областном центре ездить по ним стало невозможно: то яма, то огромная лужа, то разметка отсутствует. Несмотря на то, что главными причинами ДТП является нарушение правил движения водителями и пешеходами, ужасное состояние покрытия играет не последнюю роль. Попробуй-ка сманеврировать правильно, когда предстоит объехать огромную выбоину, или сообразить, что нужно пропустить пешехода, если "зебра" стёрлась, а знака нет!

На жалобы ГИБДД - ноль внимания

Представители ГИБДД сетуют, что большинство их предписаний, адресованных Департаменту ЖКХ администрации города, последние полгода остаются без внимания. "В нашем регионе в 2008 году произошло около 24 000 аварий с нанесением материального ущерба автовладельцам. Если бы власти отремонтировали дороги, нормально нанесли на них разметку, разместили, где нужно, дорожные знаки и починили светофоры, происшествий стало бы меньше" - говорит начальник отдела ДПС Управления ГИБДД УВД Тверской области Алексей Смирнов. Тем временем в этом году в Твери наконец-то выделяются реальные, и очень серьёзные деньги, на ремонт дорожного полотна: свыше 424 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем год назад! Эти средства нужно осваивать, да желательно так, чтобы новенькие дороги года через два не пришлось асфальтировать снова. "После назначения главы администрации города в Думе будут утверждаться и руководители городских Департаментов, - сообщил председатель комитета по развитию города и городскому хозяйству Тверской городской Думы Владимир Полишко. - Мы особенно внимательно подойдём к этому вопросу, так как от исполнительной власти зависит, будут ли эффективно использованы средства, выделенные на ремонт дорог".

Сам себе гаишник

Несмотря на сложности и запущенность ситуации, перспективы для областного центра рисуются радужные. Чего не скажешь о региональных дорогах. "Бюджет областного дорожного фонда в этом году уменьшен на 300 млн. рублей, - рассказал "АиФ в Твери" заместитель директора областного Дорожного фонда Дмитрий Насибуллин. - Фонду под силу в основном ямочный ремонт, да и тот не всегда успеваем сделать. В 2008 году 26% дорог вошли в зиму с теми же ямами, что на них были весной. Дороги внутри районов ремонтируются мало, а уж сельские - и подавно". О масштабах ремонтных работ десятилетней давности остаётся только мечтать! В ту пору фонд ежегодно строил в среднем 110 км дорог и ещё 716 км - реконструировал. А сейчас строится 17 км дорожного покрытия в год, а реконструируется - 62. Хорошо, хоть появляются новые технологии: ямочный ремонт стал проводиться струйно-пневматическим методом, что позволяет проводить работы в сырую погоду, быстро и менее затратно.

Автовладельцев, попавших в аварию, в том числе и в результате плохого состояния дорог, сегодня интересует: реально ли получить прямое возмещение убытков по ОСАГО?

Новые правила гласят: если в аварии участвовали не более двух машин и нет пострадавших, то водитель имеет право обратиться за выплатой в свою страховую компанию, а не искать ту, в которой оформлен полис другого участника аварии. При этом, если сумма ущерба не превышает 25 000 рублей и у водителей нет разногласий относительно обстоятельств происшествия, характера и перечня видимых повреждений, то на место аварии можно даже не вызывать ГИБДД: достаточно самим заполнить извещение, которое прилагается к полису ОСАГО, нарисовать схему ДТП и расписаться. Новшества действуют для автовладельцев, оформивших полис с 1 марта 2009 года.

Правила действуют почти два месяца, но случаи оформления ДТП в рамках "европротокола" единичны. Хотя количество мелких аварий за последний год выросло на 42%. У людей ещё слишком мало опыта по самостоятельному составлению схемы происшествия и правильному заполнению документов, необходимых для получения страховки. Сразу после аварии водитель испытывает стресс, и безукоризненно заполнить бумаги ему ещё сложнее. Да и в самих условиях "европротокола" столько "но", что водители просто опасаются отказываться от вызова сотрудников ГИБДД.

Памятка автомобилисту

Если вы всё же решили воспользоваться "европротоколом", в случае аварии вам необходимо действовать так:

- обоим участникам аварии заполнить подробное извещение о ДТП, отметив "галочками" ответы на вопросы. Это главный документ, с которым следует обращаться в страховую компанию;

- нарисовать схему ДТП, из которой должно быть чётко видно, кто именно из водителей нарушил правила дорожного движения и каким образом;

- при наличии исправлений в извещении оба участника аварии должны расписаться, написав "исправления верны".

Кроме хлопот с документами, у автовладельцев есть ещё одна головная боль. Как получить страховку, если страховая компания обанкротилась, и у неё отозвали лицензию? Можно обратиться в тверской филиал одной из солидных страховых компаний, уполномоченных принимать документы от клиентов страховщиков, потерявших лицензию. Но бывают ситуации, когда нужно ехать в Российский союз автостраховщиков (РСА), расположенный по адресу: Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3, тел.: (495) 771-69-44. Тел. круглосуточного информационного центра: 8-800-200-22-75 (бесплатно).

Мнения экспертов

Елена Рыженкова - заместитель директора Тверского филиала "Росгосстраха":

- Если вы твердо убеждены, что причиненный вам ущерб не превышает 25 тысяч рублей, ваше здоровье не пострадало, второй участник аварии не отрицает своей вины, и вы уверены, что он не изменит своего решения, заполняйте извещения о ДТП. Делать это нужно внимательно, аккуратно, разборчиво и полно, а главное - правдиво, что позволит избежать проблем при урегулировании убытков. Если вы хоть в чем-либо не уверены, вызывайте представителей ГИБДД.

"Росгосстрах" уполномочен принимать обращения от клиентов некоторых страховщиков, у которых отозвали лицензию. Если у вас возникли проблемы с получением выплат от одной из таких обанкротившихся страховых компаний, вы можете обратиться к нам. Тел. отдела урегулирования убытков в Твери: 32- 33-48.

Ирина Смирнова - заместитель директора Тверского филиала "Альфастрахование":

- Стоит сразу предупредить, что если, согласившись на упрощенную процедуру, водитель ошибётся в оценке восстановительного ремонта автомобиля, и она окажется дороже 25000

руб., все средства сверх лимита клиенту придётся заплатить из своего кармана. Страховщик при всём желании не сможет заплатить клиенту сверх этой суммы без справки ГИБДД с места ДТП.

В противном случае он подпадает под санкции налоговиков.

Свои сложности представляет и обращение в суд при неправильном определении стоимости ремонта, поскольку наработанных процедур в российских судах в отношении ущерба по упрощённому регулированию пока нет.

   
   

Нужно понимать, что водителю в суде самому потребуется отстаивать свою позицию и доказывать претензию на получение большего возмещения в отсутствие доказательной базы, каковой до сегодняшнего дня служила ГИБДД о ДТП.

Марина Крупская - начальник отдела урегулирования убытков Тверского филиала страховой компании "Согласие":

- Страховую компанию для оформления полиса ОСАГО нужно выбирать очень внимательно, так как в случае отзыва у неё лицензии получить выплаты страхователям становится не так-то просто. Например, обратиться в Российский союз автостраховщиков за получением компенсационной выплаты можно, лишь приложив к документам нотариально заверенную копию полиса виновника аварии. Если вы её не взяли (что, к примеру, проблематично сделать, если виновник - житель другого региона), то придётся обращаться в суд. Выплаты в таком случае произведут по судебному решению.

Смотрите также: